7 чудес Крыма
Древние города Крыма
Чуфут-Кале, Мангуп-Кале, Эски-Кермен
Труднодоступные возвышенности крымских гор всегда были надежным убежищем от врагов. Вдоль южных склонов Внутренней гряды расположено несколько пещерных городов и монастырей. Это укрепленные поселения с жилищами в виде пещер, вырубленных в верхнем известняковом слое. Горы предоставляли людям все необходимое для жизни. Толщу известняков подстилали мягкие мергели, создававшие пологие склоны под отвесным обрывом, где росли густые леса и били подземные источники с чистой водой.
Чуфут-Кале
Чуфут-Кале был основан в VI в. н.э. как византийская крепость. Первоначально город носил название Фулла и был населен принявшими христианство аланами (асы, осы, ясы) - предками осетин. Позже город перешел под контроль половцев (куманы, кыпчаки) и получил название Кырк-Ор ("Сорок Крепостей").
В 1299 г. Кырк-Ор был захвачен ордынской армией Ногая. В XV веке он был объявлен резиденцией хана Хаджи-Гирея и столицей Крымского ханства. Но позднее столица переместилась в Бахчисарай, а в Кырк-Ор был размещен государственный монетный двор Крымского ханства и место заточения знатных пленников. В разное время здесь томились литовский посол Лез, польский гетман Потоцкий и русские послы - фаворит Ивана Грозного опричник Василий Грязной, Василий Айтемиров и князь Ромодановский. Тяжелые испытания выпали русскому воеводе В.Б. Шереметеву, который провел в татарской неволе более 20 лет.
Примерно в XIV веке в Кырк-Ор начинают селиться караимы, которые и составляли большую часть населения города вплоть до XIX века. Караимы (ивр. "читающие") - немногочисленная тюркоязычная народность, традиционно исповедующая караимизм (караизм). Учение караимизма родственно иудаизму и признает в качестве священного текста Ветхий Завет, но отвергает раввинистическо-талмудическую традицию (Устный Закон, Талмуд). Благодаря этому город и получил свое современное название Чуфут-Кале (татарск. Еврейская Крепость).
Поселение стоит на гребне отвесной скалы, царящей над тремя глубокими долинами. В город ведет единственный путь в виде узкой горной тропы. Архитектурные памятники Чуфут-Кале отражают этапы истории города.
Самым ранним сооружением является оборонительная стена, пересекающая плато с севера на юг. Ее конструкция типична для романской фортификации.
Новая часть города возникла в начале XV века. Была построена вторая оборонительная стена, а также сооружения религиозного характера. Свидетельством пребывания евреев служат остатки синагоги. А византийские поселенцы заявили о себе постройкой базилики.
Пещерный город занимает значительную площадь (до 10 гектаров) и имеет специфическую планировку. Жилым кварталам отводилась большая часть территории, преимущественно вблизи главных ворот. Во второй, меньшей по площади части города, постройки отсутствовали. В военное время она служила убежищем жителям окрестных селений, а в мирную пору ее территория преобразовывалась в рыночную площадь, пастбище или место стоянки торговых караванов.
Южный край площадки занимала еврейская улица, отличавшаяся от других оригинальной архитектурой двух караимских молитвенных домов - кенасс. Прямоугольные здания с двухскатными крышами расположены в небольшом дворике, обнесенном высокой оградой. Возведение большой соборной кенассы с десятью колоннами относится к XIV столетию. Аркады здания опираются на парапет из массивных плит, украшенных каменными розетками. Здесь проходили торжественные моления. В малой кенассе устраивались ежедневные службы и собрания караимской общины. Убранство внутренних помещений состоит из массивных потолочных балок, ковров, хрустальных и медных люстр. Религиозная утварь и свитки со священными текстами хранились в резных дубовых шкафах.
Все три улицы Чуфут-Кале сходятся на площади, где с 1342 года стояла мечеть. Напротив нее возвышалась восьмигранная гробница с шатровой черепичной крышей. Здесь в 1437 году нашла упокоение Джанике-ханым, дочь ордынского хана Тохтамыша.
1. Мавзолей Джанике-ханым.
2. Северный склон плато.
3. Кенасская улица.
4. Средняя улица.
5. Бурунчакская улица.
6. Комплекс хозяйственных пещер.
7. Малые Южные ворота Кучук-Капу.
8. Остатки ханского дворца, мечети и монетного двора.
9. Малая и Большая кенасы. 10. Южный склон плато.
11. Ворота средней оборонительной стены - Орта-Капу.
12. Усадьба Соломона Бейма (Ча-Борю).
13. Богатая усадьба Чауш-Кобасы ("пещера начальника").
14. Остатки бани.
15. Большие (Восточные) ворота - Биюк-Капу.
16. Двойной ров. По внешнему рву дорога ведет в долину Ашлама-Дере.
17. Дорога к кладбищу в Иосафатовой долине.
18. Остатки фундаментов дворца, построенного в 1897 г.
19. Жилая усадьба XIX в., принадлежавшая караимскому историку
___А. Фирковичу.
20. Вход в пещеру, соединенную с потайным колодцем.
наверх
............................................................................................
Мангуп-Кале
История Мангупа насчитывает около пяти тысячелетий. Первыми здесь поселились тавры. В VI в. н.э. Византия строит несколько крепостей и укрепленных пунктов на подступах к древнему Херсону (Севастополю). Крепость на плато горы Мангуп стала крупнейшим из этих укреплений. Крепостные сооружения возведены из огромных тесаных известняковых плит. Стены шириной до двух метров перегораживают овраги и делят плато, создавая три рубежа обороны города.
Мангуп становится центром христианизации союзных Византии народов. Внутри крепости возводятся административные и жилые здания, храмы, несколько монастырей. В центре плато строится крупная базилика, которая в VIII веке получает статус кафедральной церкви Готской епархии.
В XIII веке Мангуп превращается в столицу средневекового княжества Феодоро. Княжеством правили представители древних византийских династий. Его владения располагались в горных грядах от Алушты до Севастополя. После вторжения на территорию Крыма монголо-татар в 1223 г., княжество осталось оплотом христианства.
Город взметнулся на высоту 628 метров над уровнем моря и был надежно защищен скалистыми обрывами и крепостными стенами. В плане гора походит на кисть человеческой руки с четырьмя раздвинутыми в стороны пальцами.
В город ведет несколько путей. Пешеходная тропа поднимается со стороны оврага Гамам-Дере ("банный овраг"). Этот путь проходит мимо передовой оборонительной стены и сторожевой башни. Затем следуют ряды пещер, и дорога выходит к источнику, снабжавшему город водой.
Основная дорога, вырубленная в скале, ведет в город со стороны мыса Ташкли-Бурун ("дырявый мыс"). Этот путь постоянно находился под наблюдением дозорных. Главные ворота, сложены из необработанных разнокалиберных камней и загораживают вход со стороны оврага Капи-Дере.
Утес Ташкли-Бурун является самой высокой точкой местности, благодаря чему эту часть горы называли верхним городом. Этот природный бастион с трех сторон ограничен обрывами, а с четвертой - 100-метровой стеной с зубчатыми башнями. К стене примыкает трехэтажное каменное строение, сочетающее архитектурные черты дворца, замка и башни. Массивный фасад с узкими бойницами напоминает главную башню феодального замка - донжон.
Рядом находилась древняя церковь, полностью вырезанная в скале. Службы проходили в зале с полукруглым алтарным выступом. Вдоль полукруга абсиды были вырезаны ниша для даров, места для князей (престол) и священнослужителей (синтрон). Внутренние стены храма покрыты уникальной росписью. Явственно ощутимы следы влияния итальянского искусства, видимо исходившие от ближайших соседей - генуэзцев. В центре алтарной ниши помещено изображение Христа в отрочестве. По обеим сторонам - отцы церкви со свитками в руках, облаченные в ризы с крестами. В полукуполе перекрытия (конхе) абсиды написана сцена с краснокрылыми херувимами, окружившими Бога, который поднял одну руку для благословения, держа Евангелие в другой.
На мысе Гелли-Бурун располагалась церковью Святого Георгия - небольшой одноабсидный храм правильной четырехугольной формы. До настоящего времени сохранилась нижняя часть алтарной преграды, а также престол. По описаниям первых исследователей, при входе в храм стоял большой камень, оказавшийся нижней частью большого рельефа, изображающего всадника; под конем с правой стороны можно усмотреть часть дракона.
Напротив мыса Чуфут-Бурун располагается церковь Святого Константина и Елены - одно из самых ранних сооружений Мангупа. Здание построено по типу трехабсидной и трехнефной базилики с притвором "нарфик". Но ранее он обладал большими размерами и имел пять нефов. Средний неф отделялся от боковых двумя рядами восьмигранных колонн, выполненных из цельного камня. Настил боковых нефов представлял искусную мозаику из белого мрамора, черного базальта и красного сланца. В центре свода абсиды сохранилась фреска с изображением на темно-синем фоне Иисуса в положении «Царя Царствующих». Фигура Богоматери находилась с правого края свода. Напротив нее древний художник написал Иоанна Предтечу, поместив между святыми и Христом стайку "шестокрылатых херувимов, лики закрывающих". На триумфальной арке храма изображены Спас Нерукотворный, архистратиг Михаил в одеянии воина и архангел Гавриил.
наверх
............................................................................................
Эски-Кермен
Крепость Эски-Кермен, как и большинство скальных городов, была основана в VI столетии Византией. Город расположен на узкой площадке, вытянутая форма которой напоминает корабль, плывущий среди причудливых скал и окрестных долин.
Вертикальные обрывы не допускали применения стенобитных орудий и передвижных башен. Защитники крепости имели возможность простреливать местность даже из обычного лука. Оборонную мощь усиливала поддержка камнеметов, которые устанавливались на ровных каменных площадках.
Крепость имела три входа: главный вход с южной стороны и два второстепенных с востока и севера. Основной колесный путь проходил по извилистой скальной дороге, Глубокие впадины на поверхности дороги свидетельствуют о ее древности. Средняя колея выбита копытами лошадей, а две боковые - колесами телег.
Важной частью оборонительной системы является осадный колодец. Круто уходившая вниз лестница в 95 ступеней подводила к десятиметровой галерее, с потолка которой просачивалась вода. С помощью небольшого подземного источника в галерее накапливалось до 70 кубометров воды.
В VIII веке город присоединился к восстанию против хазар и был разрушен. Спустя два столетия крепость была частично восстановлена и получила название Кыз-Куле (Девичья или Дозорная башня). В 1299 году город был окончательно разорен войсками татарского эмира Ногая и пришел в запустение.
|